System Center Virtual Machine Manager для начинающих

1. Часть №1

Одним из самых распространённых заблуждений о Hyper-V от Microsoft является то, что он считается полностью замкнутым. Давно не является секретом то, что Hyper-V включён в состав операционных систем семейства Windows Server, и что лицензия на Windows Server включает возможность использования Hyper-V и различных средств управления, поставляющихся вместе с ним. В зависимости от используемой версии Windows Server, лицензия на операционную систему может включать лицензии на запуск Windows Server на виртуальных машинах.

На первый взгляд кажется, что всего достаточно для развёртывания и управления виртуальными машинами, но затем может выясниться, что некоторые функции в Windows Server отсутствуют.

В некотором смысле, идея о том, что Windows Server включает все, что нужно для Hyper-V, абсолютно верна. Windows Server 2012 R2 позволяет устанавливать Hyper-V, создавать виртуальные машины и управлять ими. Если установлена Windows Server 2012 R2 Standard Edition, то есть лицензия на запуск Windows Server 2012 R2 в качестве гостевой операционной системы на двух виртуальных машинах (при условии, что операционная система хоста не используется ни для чего другого, кроме Hyper-V). Если есть версия Datacenter Edition, то можно запустить Windows Server 2012 R2 на неограниченном количестве виртуальных машин на этом узле Hyper-V.

Конечно, даже небольшие организации, как правило, в конечном итоге обнаруживают, что одного сервера Hyper-V недостаточно. Несмотря на то, что на одном сервере Hyper-V может размещаться несколько виртуальных машин, сам хост-сервер может стать единственной точкой отказа. Если хост откажет, то и все работающие на нём виртуальные машины также откажут, что приведёт к длительному простою.

Microsoft предлагает два разных метода, которые можно использовать, чтобы избежать этой проблемы. Предпочтительным методом является развёртывание отказоустойчивой кластеризации. Отказоустойчивая кластеризация рассматривает отдельные виртуальные машины как ресурсы кластера. Если хост-сервер потерпел неудачу, кластеризованные виртуальные машины могут переместиться на другой сервер Hyper-V, где они могут продолжить работать.

Другим решением по предотвращению превращения сервера Hyper-V в единую точку отказа - создание реплик виртуальный машин. Реплики не обеспечивают отказоустойчивые возможности в режиме реального времени так, как это делает отказоустойчивый кластер, но они позволяют иметь почти актуальную резервную копию виртуальных машин на отдельном сервере Hyper-V.

В случае заинтересованности, возможности отказоустойчивого кластеризации доступны через Windows Server (через Диспетчер Отказоустойчивости Кластеров), а функция репликации Hyper-V открывается через Диспетчер Hyper-V. Итак, что может отсутствовать?

Одним словом, отсутствует масштабируемость. Диспетчер Hyper-V никогда не был предназначен для масштабирования. Он предназначен для обеспечения представления инфраструктуры виртуализации на уровне хост-сервера. Аналогично, Диспетчера Отказоустойчивости Кластеров также несколько не хватает, когда речь заходит о масштабируемости. Microsoft проделала большую работу с Диспетчером отказоустойчивости Кластеров в Windows Server 2012 R2, чтобы сделать его более масштабируемым. Тем не менее, существуют основные части инфраструктуры виртуализации, которые не отображаются через Диспетчер Отказоустойчивости Кластеров.

Именно здесь вступает в работу Диспетчер Виртуальных Машин (Virtual Machine Manager, VMM) System Center 2012 R2, в случаях, когда используется отказоустойчивый кластер, репликация Hyper-V, несколько хостов Hyper-V, или несколько физических серверов. Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2 (далее просто Диспетчер Виртуальных Машин) - это инструмент управления, который предназначен для того, чтобы сделать Hyper-V намного проще для управления этими серверами по мере того, как размер развёртывания Hyper-V увеличивается.

Справедливости ради следует отметить, что Диспетчер Виртуальных Машин также предоставляет ряд возможностей Hyper-V, к которым нельзя получить доступ через Диспетчер Hyper-V или через Диспетчер отказоустойчивости Кластеров. О некоторых из этих возможностей будет сказано позже в статье. Сначала поговорим о масштабируемости, потому что Диспетчер Виртуальных Машин изначально был представлен как решение для масштабирования Hyper-V.

Чтобы по-настоящему оценить возможности, предоставляемые Диспетчером Виртуальных Машин, взглянем на ограничения, которые присутствуют в Диспетчере Hyper-V. На Рис.1 показан Диспетчер Hyper-V.

Рисунок 1

Как показано на рисунке выше, Диспетчер Hyper-V разделен на три вертикальных столбца. В столбце слева указан хост-сервер. В верхней части среднего столбца перечислены все виртуальные машины, которые запущены на хосте. Хотя такая схема кажется достаточно логичной, она несовершенна с точки зрения масштабируемости. Как уже объяснялось ранее, большинство организаций, использующих Hyper-V в производственной среде, имеют более одного сервера Hyper-V. Тем не менее Диспетчер Hyper-V отображает только локальный сервер и работающие на нём виртуальные машины.

Это не означает, что нет способа ввести в Диспетчер Hyper-V информацию о других хостах Hyper-V. Если желаете, чтобы Диспетчер Hyper-V был в курсе о дополнительных хостах Hyper-V, это можно сделать, нажав правой кнопкой мышки на контейнер Диспетчера Hyper-V (расположенном в верхней левой части консоли) и выбрав команду «Присоединиться к Серверу» из контекстного меню. Таким образом, можно предоставить Диспетчеру Hyper-V имя другого Сервера Hyper-V. Как указано на рисунке ниже, с помощью Диспетчера Hyper-V можно управлять несколькими серверами Hyper-V.

Рисунок 2

Хотя в Диспетчере Hyper-V есть возможности управления несколькими серверами, имеются проблемы с использованием Диспетчера Hyper-V для управления крупномасштабными развёртываниями Hyper-V. Во-первых, подключение к различным хостам Hyper-V должно быть установлено вручную. Серверы Hyper-V, показанные на рисунке выше, можно подключить в течение нескольких минут. Даже если это так, представьте, сколько времени займёт процесс (и сколько места возможностей для ошибок или опечаток), если придётся вручную подключать к консоли несколько десятков серверов Hyper-V.

Более серьёзная проблема с этим подходом заключается в том, что он не решает проблему масштабируемости. Если посмотреть на рисунок выше, то заметите, что Диспетчер Hyper-V отображает виртуальные машины для текущего выбранного хоста. Итак, что произойдёт, если нужно найти конкретную виртуальную машину? Диспетчер Hyper-V не содержит строки поиска. Переход по памяти также не является вариантом, поскольку виртуальные машины Hyper-V могут динамически мигрировать с одного хост-сервера на другой. Таким образом, хост, на котором вчера была виртуальная машина, может быть не тем же хостом, где находится виртуальная машина сегодня.

Если имеется большое количество хост-серверов Hyper-V, и нужно найти определённую виртуальную машину, то есть три варианта. Первый вариант заключается в ручной прокрутке списка виртуальных машин, содержащихся на каждом отдельном хост-сервере. Излишне говорить, что это не очень удобно в больших средах, потому что это занимает много времени и подвержено ошибкам.

Второй вариант - использовать Windows PowerShell. Командлет Get-VM можно использовать для поиска виртуальной машины по имени. Хотя этот метод работает очень хорошо, многим администраторам не комфортно работать в PowerShell.

Третий вариант - использовать Диспетчер Виртуальных Машин. Диспетчер Виртуальных Машин может предоставить консолидированный вид виртуальных машин на всех хост-серверах. Можно даже использовать Диспетчер Виртуальных Машин для просмотра виртуальных машин, работающих в средах VMware.

Теперь после того, как немного поговорили о преимуществах Диспетчера Виртуальных Машин, пришло время начать изучение работы диспетчера виртуальных машин. В следующей части рассмотрим, как установить Диспетчер Виртуальных Машин, и начнём обзор интерфейса Диспетчера Виртуальных Машин.

2. Часть №2

2.1 Введение

В первой части статьи было объяснено, почему System Center Virtual Machine Manager (SCVMM) важен и зачем он нужен, если в организации используется Hyper-V. В этой части продолжим его рассмотрение и то, как начать работу с Диспетчером Виртуальных Машин.

2.2 Компоненты Диспетчера Виртуальных Машин

Как и большинство серверных продуктов Microsoft, SCVMM спроектирован в качестве модульного решения. Перед его установкой необходимо ознакомится с несколькими различными компонентами.

Первым из этих компонентов является Сервер Управления VMM. Сервер Управления - это компонент, выполняющий всю тяжёлую работу. Он является основным компонентом Сервера Управления Виртуальными Машинами, который отвечает за обработку команд и за запуск основной службы VMM. Сервер Управления также отвечает за координацию связи между всеми различными компонентами.

Следующий компонент, о котором нужно знать, это база данных VMM. База данных VMM - это база данных SQL Server, в которой хранится вся информация о конфигурации, которая используется SCVMM. Эта база данных также хранит такие вещи, как профили и шаблоны служб (подробнее об этом позже статье).

Третий компонент, с которым нужно ознакомиться, это консоль VMM. Консоль VMM - это графический интерфейс пользователя для SCVMM. При работе с SCVMM большая часть времени будет тратиться на работу в этой консоли.

Корпорация Microsoft упорно трудилась в течение последних нескольких лет, чтобы использовать все свои серверные продукты в PowerShell. Таким образом, неудивительно, что Диспетчер Виртуальных машин включает в себя интерфейс PowerShell, известный как Командная Оболочка VMM.

Последний главный компонент - это сервер библиотеки VMM. Как видно из названия, задачей сервера библиотеки является размещение библиотеки VMM. Библиотека является одной из наиболее важных функций Диспетчера Виртуальных Машин. Библиотека действует как набор ресурсов, которые можно использовать для развёртываний виртуальных машин. Эти ресурсы могут включать в себя такие вещи, как виртуальные жёсткие диски и шаблоны. Ресурсы библиотеки обычно основаны на файлах, поэтому задача сервера библиотеки заключается в совместном использовании папок, содержащих ресурсы библиотеки.

2.3 Масштабируемость Диспетчера Виртуальных Машин

В предыдущей статье было объяснено, что одной из задач Диспетчера Виртуальных Машин является улучшение масштабируемости за счёт обеспечения представления ресурсов виртуальной машины на уровне организации, а не ограничивать администратора работой с хостами виртуальных машин от сервера к серверу (как и с Диспетчером Hyper-V). Поскольку обеспечение масштабируемости является такой важной частью работы Диспетчера Виртуальных Машин, уделим некоторое время рассмотрению степени масштабируемости, предоставляемой Диспетчером Виртуальных Машин.

Microsoft предоставляет некоторые цифры, которые показывают, что можно ожидать с точки зрения масштабируемости Диспетчера Виртуальных Машин. Однако важно отметить, что числа, упоминаемые Microsoft, являются теоретическими максимумами. Существует также практический аспект для рассмотрения. Если необходимо развернуть Диспетчер Виртуальных Машин на сервере, который едва соответствует минимальным требованиям к оборудованию, то нереалистично ожидать, что можно будет эффективно управлять крупномасштабными средами.

Стоит также отметить, что со временем числа масштабируемость Microsoft изменились. В System Center 2012 SP1 были внесены значительные улучшения масштабируемости Диспетчера Виртуальных Машин. Этот пакет обновления предоставляет те же числа масштабируемости, что и Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2. Числа, упоминаемые в этой части статьи, основаны на этом пакете обновлений и на Диспетчере Виртуальных Машин System Center 2012 R2.

С учётом этого, Диспетчер Виртуальных Машин может поддерживать до 1000 виртуальных машин. Для сравнения, предыдущий лимит был 400. Можно заметить, что использована фраза «хосты виртуальных машин», а не «хосты Hyper-V». Причина этого в том, что, хотя Диспетчер Виртуальных Машин в первую очередь предназначен для использования с Hyper-V, его также можно использовать для управления хостами Citrix XenServer и VMware ESX. Таким образом, SCVMM может использоваться для управления разнородными гипервизорами через единый интерфейс управления. Существуют некоторые ограничения, которые возникают при управлении гипервизорами не от Microsoft, но сейчас не время, чтобы это обсуждать.

Так же, как Диспетчер Виртуальных Машин ограничивает общее число хостов виртуальных машин, которыми можно управлять, есть ограничение на общее число виртуальных машин, которыми можно управлять. Ограничение составляет 25 000 виртуальных машин.

Существуют также некоторые ограничения, которые вступают в действие с точки зрения управления. Диспетчер Виртуальных Машин поддерживает до 50 одновременных клиентов управления. Другими словами, может быть открыто до 50 копий консоли управления или может быть установлено до 50 сессий Оболочки Управления VMM. Если используется оба инструмента одновременно, общее количество соединений не может превышать 50.

Стоит также отметить, что Сервер Управления VMM обычно не устанавливается непосредственно на хост Hyper-V. Таким образом, Сервер Управления VMM ведёт себя аналогично прокси-серверу. Администратор выдаёт команды управления через консоль управления или через оболочку управления, и эти команды отправляются на Сервер Управления VMM. Сервер Управления VMM получает команды и интерпретирует их. Затем он передаёт необходимые команды хосту целевой виртуальной машины.

Фактические задачи управления не выполняются локально на сервере управления, а выполняются на удалённом хосте виртуальной машины. В этом случае большинство задач управления рассматриваются как задания (в отличие от локальных команд, выполняемых мгновенно). Причина, по которой это упоминается, состоит в том, что существует ограничение на общее количество одновременных заданий, которые можно запустить. Ограничение составляет 250 заданий. Кстати, Записи Истории Заданий Диспетчера Виртуальных Машин могут хранить данные о последних пяти миллионах заданий, которые были выполнены.

Ещё одна вещь, о которой необходимо упомянуть, - это то, что Диспетчер Виртуальных Машин предназначен для предоставления многопользовательских виртуальных серверов. Диспетчер Виртуальных Машин имеет теоретический предел 1000 арендаторов. В действительности, однако, реальное число арендаторов, которые могут поддерживаться, может быть намного ниже. Причина этого заключается в том, что Диспетчер Виртуальных Машин ограничивает количество ролей пользователей, которые могут быть созданы. Это ограничение также равно 1000. Таким образом, единственный способ, которым Диспетчер Виртуальных Машин может поддерживать 1000 арендаторов, заключается в том, что каждый арендатор использует только одну роль пользователя. Роли пользователей и многопользовательская аренда будут подробно рассмотрены далее в этой статье.

2.4 Краткий Итог Части №2

Теперь, когда были рассмотрены основные компоненты и ограничения масштабируемости Диспетчера Виртуальных Машин, пришло время перейти к развёртыванию. Рассмотрим развёртывание в части №3 данной статьи.

3. Часть №3

3.1 Введение

В предыдущей части были рассмотрены различные компоненты, составляющие SCVMM. В этой части продолжим их рассмотрение посредством изучения процесса развёртывания.

3.2 Системные Требования

Как и с любым другим программным обеспечением, минимальные требования к системе должны соблюдаться при развёртывании SCVMM. Требования меняются в зависимости от роли сервера, который развёртывается. Требования также варьируются в зависимости от количества хостов, которыми планируется управлять, и от того, будет ли сервер баз данных развёрнут локально.

Для сервера управления VMM, который поддерживает управление до 150 хостов, требования следующие:

Компонент

Минимальные требования

Рекомендуемые требования

CPU

Pentium 4 (x64), 2 ГГц

Два двухъядерных процессора (X64), 2.8 ГГц

RAM

4 ГБ

4 ГБ

Место на жёстком диске (без локальной базы данных)

2 ГБ

40 ГБ

Место на жёстком диске (с локальным развёртыванием SQL Server)

80 ГБ

150 ГБ

Если планируется развёртывать только сервер управления, требования зависят от того, планируется ли управлять менее чем 150 хостами или более чем 150 хостами. Минимальные требования следующие:

Компонент

Менее 150 хостов

Более 150 хостов

CPU

Pentium 4, 1 ГГц

2 x Pentium 4, 2 ГГц

RAM

2 ГБ

4 ГБ

Место на жёстком диске

2 ГБ

4 ГБ

Требования к серверу базы данных значительно различаются в зависимости от используемой версии SQL Server. Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2 поддерживает следующие версии SQL Server:

  • SQL Server 2012, 64-bit Standard или Enterprise RTM или SP1
  • SQL Server 2008 R2, 64-bit Standard, Enterprise, Datacenter с SP2 или 3

Независимо от того, какая версия SQL Server развёртывается, необходимо настроить SQL на поддержку нечувствительных к регистру объектов, а имя компьютера SQL Server не должно превышать 15 символов. Рекомендуется, чтобы сервер управления VMM и SQL Server были членами одного и того же домена Active Directory. Если серверы существуют в разных доменах, необходимо установить двухстороннее доверие между доменами. Наконец, нужно развернуть компоненты Database Engine и Средства Управления — Полный Набор для SQL Server.

В дополнение к SQL Server существуют некоторые другие требования к программному обеспечению. Очевидно, что необходима поддерживаемая операционная система. Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2 может работать в 64-разрядных версиях Windows Server 2012 и Windows Server 2012 R2. Поддерживаются версии Standard и Datacenter Edition, их возможно развернуть в ОС с графическим интерфейсом или с установкой в режиме основных серверных компонентов.

Также понадобятся WinRM и .NET Framework версии 4.5 или 4.5.1. Оба компонента включены в Windows Server 2012 R2.

Если развёртывается сервер управления, необходимо установить комплект Набор Средств для Развёртывания и Оценки Windows (Windows ADK) для Windows 8. Его можно скачать на сайте Microsoft. При установке Windows ADK необходимо установить Средства Развёртывания и компоненты среды предустановки Windows.

Последнее, что надо отметить прежде, чем перейти к настройке SCVMM 2012 R2, это то, что в этой статье рассматриваются только системные требования для наиболее распространённых ролей. Для других ролей (таких как Серверы Библиотек) существуют отдельные требования. Полную документацию по требованиям к развёртыванию можно получить на сайте Microsoft.

3.3 Процесс Развёртывания

Для целей этой статьи настроим развёртывание одиночного сервера Диспетчера Виртуальных Машин System Center 2012 R2. Развёртывание будет запущено в Windows Server 2012 R2, и на сервере будет установлен SQL Server 2012 локально. Сервер также полностью исправен.

С учётом вышесказанного, можно установить Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2, вставив установочный DVD-диск и запустив Setup.exe. Когда появится экран заставки, нажмите на ссылку «Установить». После этого программа установки скопирует некоторые файлы, а затем запустит Мастер Установки Диспетчера Виртуальных Машин Microsoft System Center 2012 R2.

На первом экране мастера установки появится запрос на то, какие компоненты необходимо установить. Для целей этой статьи установим Сервер Управления VMM и консоль VMM на один сервер. В этом случае установите оба флажка, как показано на Рис.3, и нажмите «Далее». Кстати, если выбрана установка Сервера Управления VMM, то консоль VMM будет также установлена.

Рисунок 3

Следующий экран, который появится, — это экран Информации о Регистрации Продукта. Здесь вводится ключ продукта. После этого нажмите «Далее». Теперь вы должны увидеть экран, который просит вас принять лицензионное соглашение. После этого нажмите «Далее». На следующем экране появится запрос на участие в Программе Улучшения Качества Программного Обеспечения. Сделайте свой выбор и нажмите «Далее».

На этом этапе будет предложено указать желаемый путь установки. Путь установки по умолчанию обычно подходит для большинства развёртываний.

Нажмите «Далее», и программа Установки выполнит быструю предварительную проверку. Как только эта проверка завершится, появится экран Конфигурации Базы Данных. Как минимум, вам нужно будет указать имя сервера базы данных и имя экземпляра SQL Server. Как правило, потребуется создать новую базу данных для Диспетчера Виртуальных Машин. По умолчанию программа установки создаст базу данных с именем VirtualManagerDB, как показано на Рис.4.

Рисунок 4

На следующем экране будет предложено ввести учётные данные для учётной записи, которую можно будет использовать в качестве учётной записи службы. Что ещё более важно, экран также даёт возможность сохранить ключи шифрования в Active Directory. Необязательно хранить ключи в Active Directory, если Диспетчер Виртуальных Машин не будет высокодоступным. Однако хранение ключей в Active Directory является наилучшей практикой, поскольку это помогает предотвратить потерю ключа.

Нажмите «Далее» и будет предложено выбрать порты, которые необходимо использовать для различных функций Диспетчера Виртуальных Машин. В большинстве случаев номера портов по умолчанию, будут работать нормально. Однако необходимо записать номера портов, потому что может потребоваться открыть порты в брандмауэре.

Нажмите «Далее» и появится запрос, создавать новый общий ресурс библиотеки или использовать существующий общий ресурс библиотеки. Поскольку это совершенно новое развёртывание, перейдите далее и выберите вариант создания нового общего ресурса библиотеки.

После нажатия кнопки «Далее» отобразится сводка выбранных опций установки. Найдите время, чтобы просмотреть краткое описание установки. Если итоговая информация отображается правильно, нажмите кнопку «Установить». По завершении установки отобразится сообщение, подобное показанному на Рис.5, что свидетельствует об успешной установке.

Рисунок 5

 

3.4 Краткий Итог Части №3

Как видите, развёртывать Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2 относительно легко. В следующей части статьи приступим к изучению консоли управления.

4. Часть №4

В предыдущей части этой статьи был развернут Диспетчер Виртуальных Машин System Center 2012 R2 на Windows Server. Теперь, когда процесс развёртывания завершен, приступим к обзору консоли управления.

Одна из приятных особенностей SCVMM заключается в том, что Microsoft не заставляет угадывать, как открыть консоль управления (в отличие от некоторых других инструментов Microsoft). По завершении процесса установки на рабочем столе Windows появится значок Консоли Диспетчера Виртуальных Машин, как показано на Рис.6.

При двойном нажатии по этому значку появится экран входа, который также можно увидеть на Рис.6. В этом окне необходимо указать имя сервера Диспетчера Виртуальных Машин, на который необходимо войти и данные учётной записи.

Рисунок 6

Как показано на рисунке выше, имя сервера задано как «localhost: 8100». Поле «Имя сервера» было заполнено автоматически, потому что осуществлён вход в локальную консоль на сервере, на котором работает Диспетчер Виртуальных Машин. Если подключаться к удалённому серверу Диспетчера Виртуальных Машин, имя сервера было бы указано явно другое, а не «localhost». Кстати, 8100 - номер порта, который используется для соединения с сервером.

Другое, на что надо обратить внимание на Рис.6, — это то, что можно либо ввести данные учётной записи, либо использовать данные учётной записи из текущей сессии Windows. Если вход в Windows осуществлён под учётной записью администратора домена, то можно использовать идентификационные данные сеанса Windows. В противном случае будет необходимо ввести данные более подходящей учётной записи до подключения к SCVMM.

4.1 Что Пошло Не Так

При попытке подключения к серверу Диспетчера Виртуальных Машин может появиться сообщение об ошибке, подобное показанному на Рис.7. В этой ошибке указывается, что диспетчер Виртуальных Машин не может подключиться к серверу управления VMM.

Рисунок 7

На самом деле это очень распространённое сообщение об ошибке и в большинстве случаев это легко исправить. По какой-то причине одна из зависимых служб не запускается при загрузке сервера. Эту проблему можно устранить, открыв Service Control Manager (Диспетчер Управления Службами), введя SERVICES.MSC в командной строке сервера, и запустив службу «System Center Virtual Machine Manager», как показано на Рис.8.

Рисунок 8

Как только служба «System Center Virtual Machine Manager» запущена, можно войти в Консоль Диспетчера Виртуальных Машин. То, как выглядит Консоль Диспетчера Виртуальных Машин, показано на Рис.9. На первый взгляд консоль немного ошеломляет, потому что в ней надо понять многое. Тем не менее, интерфейс консоли имеет значение, как только начинаете к нему привыкать.

Рисунок 9

На снимке экрана можно заметить, что консоль поделена на несколько разных секций. Первая секция находится в нижней левой части экрана. В этой области имеется ряд вкладок (выбрана вкладка «Структура» в настоящий момент). По большей части документация Microsoft относится к этим вкладкам как к рабочим областям. Поэтому, если следовать документации на TechNet, то можно найти инструкцию, в которой говорится что-то вроде «Нажмите на рабочую область Структура», это означает, что необходимо нажать кнопкой мышки на вкладку «Структура».

Выбор рабочей области управляет содержимым дерева консоли, которое появляется вдоль левой стороны консоли. Если посмотреть на самую вершину дерева консоли на рисунке выше, увидите слово «Структура». Это указывает на то, что рабочая область «Структура» выбрано в настоящий момент и что настройки внутри дерева консоли применяются к Структуре.

В верхней части экрана располагается лента. Концепция ленты должна быть знакома всем, кто использует Microsoft Office 2010 или 2013, хотя на самом деле существует ряд различных продуктов Microsoft, которые используют концепцию ленты. Элементы ленты, которые отображаются, являются прямым отражением рабочего пространства, которое выбрано. Например, на рисунке выше виден значок «Добавить Ресурсы» (это значок с большим зелёным знаком плюса). Когда нажимаете на этот значок, предоставляется список ресурсов Структуры, которые можно добавить.

С учётом вышесказанного, дадим вам краткое описание доступных рабочих областей. Как видно на рисунке выше, всего существует пять рабочих областей. К ним относятся:

  • Виртуальные Машины и Службы — Рабочая область «Виртуальные машины и Службы» имеет некоторое перекрытие с рабочей областью «Структура» (см. ниже). Рабочая область «Виртуальные Машины и Службы» позволяет создавать такие вещи, как частные облака, сети виртуальных машин и даже арендаторов.
  • Структура — Рабочая область «Структура», возможно, является самой важной из рабочих областей Диспетчера Виртуальных Машин. Это рабочая область позволяет создавать частные или гибридные облака, которые основаны на «Структуре» ресурсов, таких как физические хосты, физическое хранилище и сетевые компоненты.
  • Библиотека — Рабочая область «Библиотека» предназначена для хранения ресурсов, которые можно использовать повторно. Например, в библиотеке можно хранить шаблоны виртуальных машин. Эти шаблоны могут использоваться для создания новых виртуальных машин.
  • Задания — Рабочая область «Задания» является, прежде всего, средством мониторинга. Многие задачи, которые будут выполняться в SCVMM, классифицируются как задания. Рабочая область «Задания» - это место, где можно проверить состояние задания. Например, если создаётся новая виртуальная машина, можно перейти в рабочую область «Задания», чтобы проверить статус задания по созданию виртуальной машины.
  • Параметры — Рабочая область «Параметры» содержит все параметры настроек Диспетчера Виртуальных Машин. Все параметры, находящиеся в других рабочих областях, относятся к виртуальным машинам, виртуальным сетям, частным облакам и другим компонентам инфраструктуры. Только рабочая область «Параметры» содержит параметры, специфичные для Диспетчера Виртуальных Машин.

4.2 Краткий Итог Части №4

В данной части было дано общее представление об устройстве консоли Диспетчера Виртуальных Машин. В следующей части статьи приступим к выполнению некоторых простых задач в консоли диспетчера Виртуальных Машин. Начнём с создания группы хостов и добавления к ней нескольких серверов Hyper-V. Затем рассмотрим некоторые приёмы создания и управления виртуальными машинами и управления хостами Hyper-V.

5. Часть №5

5.1 Введение

В предыдущих частях статьи был развернут SCVMM и показан основной интерфейс консоли управления.

Было бы недальновидно предположить, что базовое управление виртуальными машинами - это единственное, для чего может быть использован Диспетчер Виртуальных Машин. Диспетчер Виртуальных Машин действительно больше относится к управлению архитектурой виртуализации, чем к управлению отдельными виртуальными машинами (хотя он может сделать и то, и другое). Например, Диспетчер Виртуальных Машин может организовывать хосты в логические группы (о которых будут сказано чуть позже), и его можно использовать для создания и управления библиотеками шаблонов виртуальных машин и даже целыми облаками.

5.2 Группы Хостов

Когда дело доходит до управления хостами Hyper-V и виртуальными машинами, одной из первых концепций, которую нужно понять, является группа хостов. Как следует из названия, группа хостов — это не что иное, как логическая коллекция хостов. Сначала группы узлов могут показаться ненужными, но помните, что Диспетчер Виртуальных Машин специально разработан для обеспечения возможностей управления крупномасштабными процессами. Крупная организация может иметь сотни или даже тысячи узлов. В таких ситуациях полезно иметь какую-то организационную структуру для всех этих хостов.

Группы хостов могут найти применение даже в небольших организациях. Рассмотрим ситуацию, например, есть технический писатель-фрилансер, и он работает у себя дома. Несмотря на то, что он является индивидуальным предпринимателем, у него имеется, по крайней мере, три разных категории хост-серверов. У него небольшая производственная среда, состоящая из двух хостов Hyper-V. Есть лабораторная среда, содержащая четыре хоста Hyper-V, а также лабораторная среда VMware с несколькими хостами. Кстати, SCVMM может управлять средами VMware, хотя и с некоторыми ограничениями.

5.3 Добавление Хост-Серверов

Приступим к добавлению хостов Hyper-V в Virtual Machine Manager, а затем и созданию нескольких групп хостов. Начнём процесс, открыв консоль Диспетчера Виртуальных Машин, а затем выбрав рабочую область «Виртуальные Машины и Службы». Если посмотреть на Рис.10, можно заметить, что контейнер «All Hosts» выбран в дереве консоли. All Hosts, на самом деле, является группой хостов.

Рисунок 10

Если посмотреть на рисунок выше, можно также заметить, что в данный момент один хост указан под группой «All Hosts». Этот хост (Lab4) является хостом Hyper-V в лабораторной среде. Этот хост был добавлен вручную, но остальные хосты ещё не добавлены.

Чтобы добавить хост-сервер, нажмите правой кнопкой мышки на «All Hosts». После этого увидите контекстное меню, которое предоставляет несколько различных вариантов для добавления хостов, как показано на Рис.11. Например, можно добавить хосты Hyper-V, хосты Citrix и, конечно же, хосты VMware. Также заметьте, что есть опция добавления кластеров хостов. В этой статье кластеры хостов рассматриваться не будут, потому что есть отдельная статья об отказоустойчивой кластеризации для Hyper-V.

Рисунок 11

Приступим к добавлению хостов Hyper-V. Для этого выберите в контекстном меню пункт «Добавить Хосты и Кластеры Hyper-V». После этого, Windows отобразит Мастера Добавления Ресурсов. В большинстве случаев будут добавляться хосты Hyper-V, которые находятся в доверенном домене Active Directory. Поэтому, когда увидите первый экран мастера, выберите вариант добавления компьютеров Windows Server в доверенный домен Active Directory.

На следующем экране будет предложено указать учётную запись, от имени которой будут выполняться действия. Учётная запись, от имени которой будут выполняться действия, — это   учётная запись, которая имеет разрешение на выполнение операции.

Нажмите «Далее», будет предложено указать компьютеры, которые необходимо добавить. Можно ввести имена компьютеров вручную, как показано на Рис.12, или выполнить запрос в Active Directory.

Рисунок 12

После нажатия кнопки «Далее» будет небольшая задержка, т.к. Диспетчер Виртуальных Машин проверяет точность введённой информации. Как только эта проверка завершится, появится список хостов, которые можно добавить в группу хостов. Просто установите флажки, соответствующие хостам, которые надо добавить, и нажмите кнопку «Далее».

Прежде чем продолжить, необходимо указать, что не всегда можно добавить любой узел. Если посмотреть на Рис.13, можно заметить, что у серверов с именами Lab1, Lab2 и Lab3 нет флажков рядом с ними. Причина этого в том, что эти хосты Hyper-V принадлежат кластеру. Это можно заметить по тому, как мастер отображает объект с именем Lab.MGMT.com. Это кластер, к которому принадлежат Lab1, Lab2 и Lab3. Диспетчеру Виртуальной Машины не было сказано, что надо добавить кластер, но он все равно отобразил кластер, потому что были указаны отдельные узлы кластера.

Рисунок 13

С учётом вышесказанного, выберите хосты, которые надо добавить, и нажмите кнопку «Далее». Появится экран с запросом на подтверждение настроек. Найдите минутку, чтобы убедиться, что все правильно, и нажмите кнопку «Далее», затем кнопку «Готово». Хосты будут добавлены в группу хостов.

5.4 Создание Группы Хостов

Как уже упоминалось ранее, имеется возможность создавать группы хостов для удовлетворения требований к управлению. Для этого просто нажмите на значок «Создать Группу Хостов», расположенный на ленте в рабочей области «Виртуальные Машины и Службы». Будет предложено ввести имя для новой группы хостов. Все созданные группы хостов будут отображаться непосредственно под «All Hosts», как показано на Рис.14.

Рисунок 14

На рисунке выше можно заметить, что сервер Lab4 по-прежнему отображается отдельно под «All Hosts». Если бы это был производственный VMM-сервер, вероятно, Lab4 переместили бы в созданную группу хостов Lab. Это можно легко выполнить с помощью простой операции перетаскивания. После этого хост появится под своей назначенной группой узлов, как показано на Рис.15. Кстати, вид представления групп хостов является разворачиваемым.

Рисунок 15

 

5.5 Краткий Итог Части №5

В этой части было показано, как добавлять хосты и организовывать их в группы хостов. В следующей части рассмотрим то, как организовать и управлять виртуальными машинами.

6. Часть №6

В предыдущей части было показано, как создавать и организовывать группы хостов в System Center Virtual Machine Manager 2012 R2 (VMM). В этой части рассмотрим виртуальные машины и некоторые методы управления виртуальными машинами.

VMM отличается от Диспетчера Hyper-V тем, что он предназначен для централизованного представления виртуальных машин. Однако было бы технически точнее сказать, что VMM выделяет несколько представлений виртуальных машин. Что это значит?

В предыдущей части было показано, что VMM отображает группы хостов и виртуальные машины из рабочей области «Виртуальные Машины и Службы». Также было сказано, что VMM содержит группу хостов по умолчанию, называемую «All Hosts». Группа «All Hosts» содержит все серверы Hyper-V, которые находятся под управлением VMM.

Таким образом, с учётом вышесказанного, SCVMM выделяет три основных представления виртуальных машин. Первым из этих представлений является «All Hosts». Если выбрать контейнер «All Hosts», то список виртуальных машин будет включать в себя все виртуальные машины со всех хост-серверов, которыми управляет Диспетчер Виртуальных Машин. Например, если посмотреть на Рис.16, то увидите, что был выбран контейнер «All Hosts» и что несколько виртуальных машин указаны справа. Что ещё более важно, если посмотреть чуть выше списка виртуальных машин, то можно увидеть указание на то, что в списке 38 виртуальных машин.

Рисунок 16

Второе представление, которое можно использовать для виртуальных машин, - это представление группы хостов. Например, на Рис.17 выбрана группа хостов «Lab». Это заставляет Диспетчер Виртуальных Машин отобразить только виртуальные машины, которые находятся на хостах, которые являются частью выбранной группы хостов. Можно заметить, что количество виртуальных машин в списке падает до 26.

Рисунок 17

Последнее представление – это представление сервера. Если выбрать отдельностоящий сервер Hyper-V, то вы сможете увидеть виртуальные машины, которые существуют на этом сервере. Например, если посмотреть на Рис.18, видно, что был выбран сервер с именем Lab3, который содержит только одну виртуальную машину.

Рисунок 18

Прежде чем продолжить, отметим, что, хотя во всех примерах используются хосты Hyper-V, SCVMM имеет возможность подключаться к хостам Citrix XenServer и VMware ESX. Фактически, можно управлять виртуальными машинами Citrix и VMware вместе с виртуальными машинами Hyper-V через System Center Virtual Machine Manager 2012 R2.

Когда дело доходит до взаимодействия с отдельными виртуальными машинами, Диспетчер Виртуальных Машин предлагает те же опции, что и Диспетчер Hyper-V, плюс несколько дополнительных функций.  Доступ к большинству доступных опций можно получить, нажав правой кнопкой мыши на виртуальную машину и выбрав соответствующую опцию из контекстного меню, как показано на Рис.19.

Рисунок 19

Одна из вещей, которая особенно приятна при управлении виртуальными машинами через SCVMM, заключается в том, что при выборе виртуальной машины под списком виртуальных машин появляется сводка. Например, если посмотреть на Рис.20, можно увидеть некоторую основную информацию о выбранной виртуальной машине, такую как количество процессоров и объем памяти, который был выделен для неё. Также можно увидеть общее количество потребляемой памяти и среднюю ежедневную производительность процессора.

Рисунок 20

 

6.1 Создание Виртуальной Машины

Процесс создания новой виртуальной машины в Диспетчере Виртуальных Машин немного другой, чем в Диспетчере Hyper-V. Можно начать процесс, выбрав хост или группу хостов, а затем, нажав на плитку «Создать Виртуальную Машину», расположенную на ленте (убедитесь, что выбрана опция «Создать Виртуальную Машину»).

На этом этапе Диспетчер Виртуальных Машин запустит мастер, который проведёт пользователя через процесс создания виртуальной машины. На первом экране мастера запрашивает, построить ли виртуальную машину из шаблона или создать виртуальную машину с чистого виртуального жёсткого диска. Шаблоны - это виртуальные машины или виртуальные жёсткие диски, которые были созданы с целью создания новых виртуальных машин. Шаблоны будут рассмотрены позже.

Предполагая, что выбрана опция «Пустой виртуальный жёсткий диск», на следующем экране будет предложено ввести имя виртуальной машины, описание и выбрать версию виртуальной машины.

На следующем экране предлагается выбрать аппаратные настройки для виртуальной машины. Можно указать аппаратное обеспечение вручную, как это делается в Диспетчере Hyper-V, но есть ещё пара других доступных вариантов, как показано на Рис.21.

Рисунок 21

Первый вариант — это возможность выбора профиля оборудования. Профиль оборудования по существу является шаблоном конфигурации оборудования. Он существует, так что можно повторно использовать стандартную аппаратную конфигурацию, а не вручную указывать параметры оборудования каждый раз при создании новой виртуальной машины.

Другой вариант, который существует, — это профиль совместимости. Как видно на рисунке, можно выбрать тип хоста, который планируется использовать для виртуальной машины (Hyper-V, ESX Server или XenServer).

Следующий экран, который появится, — это экран Выбора Назначения. Этот экран позволяет выбрать группу хостов. В качестве альтернативы можно выбрать хранение виртуальной машины в библиотеке. Библиотека используется для хранения шаблонов виртуальных машин. Если имеется частная облачная среда, этот экран также предоставляет возможность развёртывания виртуальной машины в частном облаке.

Следующий экран спросит, какой хост-сервер создать на новой виртуальной машине. Хост-серверы отображаются вместе со звёздочкой рейтинга, которая отражает пригодность каждого хоста для работы с виртуальной машиной.

Следующий экран, который появится, — это экран Настройки Параметров. Этот экран довольно простой. На нём можно выбрать место хранения и, возможно, несколько других вспомогательных параметров настройки (это зависит от параметров оборудования, которые были выбраны ранее).

На следующем экране будет предложено указать сетевое подключение виртуальной машины. Как и в случае с Диспетчером Hyper-V, можно выбрать виртуальный сетевой адаптер и VLAN. Диспетчер Виртуальных Машин также позволяет выбрать классификацию портов (если таковая существует).

На предпоследнем экране будет предложено указать операционную систему, которую планируется установить на виртуальной машине, а также действия автоматического запуска и остановки. После того, как эта информация введена и нажмите кнопку «Далее», появится на экран краткой сводной информации. Если все настройки верны, можно нажать кнопку «Создать», чтобы создать виртуальную машину.

6.2 Краткий Итог Части №6

В этой части были рассмотрены представления виртуальных машин и процесс создания виртуальной машины. В следующей части перейдём к рассмотрению библиотеки.

7. Часть №7

7.1 Введение

В предыдущей части было показано, как вручную создавать и настраивать виртуальную машину с помощью Диспетчера Виртуальных Машин System Center 2012 R2. В этой части рассмотрим библиотеку Диспетчера Виртуальных Машин.

Библиотека SCVMM предназначена для автоматического и единообразного создания виртуальных машин. Это может быть достигнуто с помощью шаблонов и профилей. Поскольку эта статья предназначена для введения в SCVMM, будем углублённо обсуждать библиотеку Диспетчера Виртуальных Машин. Тем не менее, рассмотрим некоторые из наиболее полезных шаблонов и профилей.

7.2 Прежде Чем Начать

Прежде чем приступить к обсуждению того, как использовать библиотеку, необходимо упомянуть об обязательном требовании. В предыдущих частях статьи говорилось, что SCVMM представляет собой многоуровневое приложение, которое позволяет устанавливать отдельные компоненты приложения по мере необходимости. Библиотека является одним из компонентов Диспетчера Виртуальных Машин. Библиотека должна быть установлена, чтобы делать то, что будет показано в этой части статьи.

7.3 Работая С Библиотекой

Получить доступ к библиотеке Диспетчера Виртуальных Машин можно, нажав на рабочую область «Библиотека». Как выглядит рабочая область «Библиотека» показано на Рис.22.

Рисунок 22

Первое, что нужно знать о библиотеке, это то, что рабочая область «Библиотека» и библиотека - это не одно и то же. Библиотека фактически спрятана внутри дерева консоли. Если посмотреть на рисунок выше, то заметно, что дерево консоли содержит узел «Сервер Библиотеки», а ниже этого узла находится вкладка сервера библиотеки, который используется в данный момент (в данном случае VMM2012R2.MGMT.com). Под именем сервера находится контейнер с именем MSSCVMMLibrary. Фактическая библиотека существует внутри этого контейнера. По умолчанию есть контейнер Application Frameworks и контейнер VHD-файлов, которые находятся под контейнером MSSCVMMLibrary. Существует также контейнер более высокого уровня для Сохранённых Виртуальных Машин и Служб.

Рабочая область «Библиотека» позволяет создавать серию шаблонов и профилей, которые, в свою очередь, могут использоваться для создания виртуальных машин (или других типов объектов, таких как приложения). Так что с учётом сказанного, давайте создадим шаблон виртуальной машины.

7.4 Создание Шаблона Виртуальной Машины

Шаблон виртуальной машины используется для определения виртуальной машины. Создать шаблон виртуальной машины можно, перейдя по дереву консоли в Шаблоны | Шаблоны Виртуальных Машин и затем нажать кнопку «Создать Шаблон Виртуальной Машины», расположенную на ленте. Это приведёт к запуску мастера Создания Шаблона Виртуальной Машины.

Первое, что спрашивает мастер, — использовать ли существующий шаблон виртуальной машины или виртуальный жёсткий диск, хранящийся в библиотеке или создать шаблон из существующей виртуальной машины, развёрнутой на хосте. Как выглядит этот экран, показано на Рис.23.

Рисунок 23

Сначала может показаться, что единственным реальным вариантом является создание шаблона из существующей виртуальной машины. Тем не менее, есть причина, почему раньше была показана MSSCVMMLibrary. Эта библиотека содержит некоторые встроенные объекты, которые можно использовать в качестве отправной точки.

Чтобы создать шаблон с нуля, выберите вариант «Использовать Существующий Шаблон Виртуальной Машины или Виртуальный Жёсткий Диск, Хранящийся в Библиотеке», а затем нажмите кнопку «Обзор». После этого отобразится список виртуальных жёстких дисков, которые хранятся в библиотеке. Как видно на Рис.24, библиотека содержит большие и малые виртуальные жёсткие диски в форматах VHD и VHDX.

Рисунок 24

Сделайте выбор и нажмите кнопку «OK». Нажмите кнопку «Далее», и появится экран, на котором попросят установить удостоверение для нового шаблона виртуальной машины. Здесь необходимо ввести имя для шаблона и описание по выбору. Здесь же надо выбирать, будет ли этот шаблон использоваться при создании виртуальных машин Версии_1 или Версии_2. Как выглядит этот экран, показано на Рис.25.

Рисунок 25

Следующий экран попросит настроить оборудование виртуальной машины. На первый взгляд, этот экран очень похож на экран настроек, которые отображаются при создании виртуальной машины с помощью Диспетчера Hyper-V. Однако есть две важные вещи, о которых нужно знать.

Если посмотреть на Рис.26, виден параметр «Профиль Оборудования». О профилях оборудования будет сказано позже. Профиль оборудования - это механизм настройки распределения аппаратных средств виртуальной машины. Другими словами, можно настроить использование шаблона оборудования вручную на этом экране или выбрать предварительно настроенный профиль оборудования. Профиль оборудования ещё не создан, поэтому сейчас будет правильно определить параметры оборудования вручную.

Рисунок 26

Следующее — это раздел совместимости. Здесь можно выбрать тип хоста, который будет использоваться. Также можно создать виртуальную машину, которая будет совместима с Hyper-V, VMware ESX или Citrix XenServer.

Нажмите кнопку «Далее», и попадёте на экран «Настройка Операционной Системы», показанный на Рис.27. Как видно на рисунке, этот экран позволяет ввести информацию об операционной системе, такую как ключ продукта, часовой пояс и информацию о домене. Однако, как видно на рисунке, имеется возможность использовать предварительно настроенный профиль операционной системы.

Рисунок 27

Нажмите кнопку «Далее», и увидите сводку выбранных опций. Нажмите кнопку «Создать», чтобы создать шаблон.

7.5 Краткий Итог Части №7

В этой части было немного рассказано о назначении библиотеки Диспетчера Виртуальных Машин, и показано, как создать шаблон виртуальной машины. Несмотря на то, что мы начали с создания шаблона виртуальной машины, скорее всего, вы захотите поместить некоторые другие элементы (например, профили ОС или профили оборудования), прежде чем приступать к созданию шаблонов виртуальной машины. Это поможет сэкономить время. Причина, по которой было показано, как создать шаблон виртуальной машины в этот момент процесса, состоит в том, чтобы дать предварительный обзор того, как различные компоненты подходят друг другу. В следующей части статьи продолжим обсуждение, более подробно рассмотрев профили оборудования и профили ОС.

8. Часть №8

8.1 Введение

В предыдущей части статьи было показано, как создать шаблон виртуальной машины. Метод, который был предложен, отлично подходит для создания одного шаблона, но, если предпочтительно держать вещи более единообразными, рекомендуется создать профили гостевых ОС и профили оборудования. В этой часть будет показано, как это сделать.

8.2 Профили Оборудования

Как уже известно, каждой запущенной виртуальной машине выделяется физическое оборудование. Когда создавался шаблон виртуальной машины в предыдущей части, было настроено распределение аппаратных ресурсов внутри шаблона. Однако может оказаться более полезным создать отдельный профиль оборудования.

Профиль оборудования представляет собой набор настроек оборудования виртуальной машины. Отдельный профиль оборудования может использоваться несколькими шаблонами виртуальных машин. Лучше всего, если понадобится изменить распределение аппаратных ресурсов, в таком случае можно отредактировать профиль оборудования без внесения изменений в ваш шаблон VM.

Создать профиль оборудования можно, открыв консоль Диспетчера Виртуальных Машин и выбрав рабочую область «Библиотека». Затем нажмите правой кнопкой мышки на контейнер «Профиль Оборудования» и выберите команду «Создать Профиль Оборудования» из контекстного меню. Это заставит Windows отобразить диалоговое окно «Новый Профиль Оборудования», как показано на Рис.28.

Рисунок 28

Нужно будет ввести имя для профиля оборудования, и это действительно хорошая вариант, чтобы также ввести описание того, для чего будет использоваться профиль. Заметьте, что диалоговое окно содержит раскрывающийся список «Версия». Причина этого в том, что виртуальные машины Версии_1 и Вресии_2 поддерживают различные аппаратные средства. Например, виртуальные машины Версии_2 не обеспечивают шину IDE.

После ввода имени, описания для профиля оборудования и выбора поколения VM выберите вкладку «Оборудование». Эта вкладка показана на Рис. 29 и позволяет выбрать совместимость облака профиля (Hyper-V, ESX Server или XenServer). Также можно настроить отдельные параметры оборудования, такие как память, виртуальный процессор и виртуальный жёсткий диск.

Рисунок 29

После окончания редактирования профиля оборудования, нажмите кнопку «OK», и новый профиль оборудования появится в контейнере «Профиль Оборудования». Пример этого показан на Рис.30.

Рисунок 30

 

8.3 Профили ОС Виртуальной Машины

Профили ОС виртуальной машины предназначены для автоматизации процесса создания виртуальной машины по шаблону. Как известно, нельзя просто клонировать виртуальную машину Windows без предварительной подготовки. Виртуальные машины Windows содержат уникальную информацию, такую как имя компьютера, идентификаторы GUID, SID и, возможно, статический IP-адрес.

При создании шаблона виртуальной машины Windows обычно устанавливается на виртуальной машине шаблона, а затем нужно запустить Sysprep. Sysprep генерирует случайные данные для виртуальной машины, избавляясь от любых данных, которые являются уникальными для виртуальной машины. Это позволяет безопасно клонировать виртуальную машину.

Когда виртуальная машина создаётся из такого шаблона, загрузка виртуальной машины приводит к тому, что гостевая ОС задаёт ряд вопросов для завершения процесса установки. Например, гостевая ОС, скорее всего, запросит часовой пояс, язык и ключ продукта.

Ввести всю эту информацию можно вручную и в итоге получить новую готовую к работе виртуальную машину за пять минут. Однако SCVMM даёт возможность полностью автоматизировать процесс развёртывания виртуальной машины. Ключом к этому является использование профиля ОС виртуальной машины.

Профиль ОС виртуальной машины можно представить как файл ответов Sysprep. Профиль ОС виртуальной машины предоставляет ответы на все вопросы, которые обычно задаются мастером установки Windows Server, когда виртуальная машина, созданная из шаблона, загружается в первый раз. Это позволяет автоматически создавать виртуальную машину без необходимости предоставления администратором дополнительной информации.

Создать профиль ОС виртуальной машины можно, нажав правой кнопкой мыши на контейнер «Профиль ОС Виртуальной Машины» и выбрав команду «Создать Профиль ОС Виртуальной Машины» из контекстного меню. После этого Windows отобразит окно «Новый Профиль ОС Виртуальной Машины», показанное на Рис.31.

Рисунок 31

Как и в случае с профилями оборудования, нужно будет ввести имя и описание создаваемого профиля ОС виртуальной машины. Правильным решением будет создать как можно более подробное описание. Также необходимо указать, будет ли этот профиль применяться к виртуальным машинам Windows или Linux.

После ввода необходимой информации перейдите на вкладку «Профиль ОС Виртуальной Машины». Теперь можно начать ввод информации, которая будет применяться к виртуальным машинам, которые в конечном итоге будут созданы с использованием профиля ОС виртуальной машины. Например, можно задать операционную систему, ключ продукта, пароль администратора, часовой пояс и многое другое. Можно даже присоединить серверы к домену во время процесса создания.

Если посмотреть на Рис.32, можно заметить, что есть опции для указания ролей и функций. Таким образом, можно создавать профили ОС виртуальных машин для разных типов виртуальных машин. Например, может иметься профиль ОС виртуальной машины файлового сервера и другой профиль ОС виртуальной машины для веб-серверов.

Рисунок 32

По завершении нажмите кнопку «OK» и новый профиль ОС виртуальной машины будет указан в контейнере «Профили ОС Виртуальной Машины», как показано на Рис.33.

Рисунок 33

 

8.4 Объединяя Всё Вместе

В следующей части будет показано, как можно поместить шаблоны в работу. Однако сейчас рассмотрим связь между шаблонами виртуальных машин, профилями оборудования и профилями ОС виртуальной машины.

Не будем рассматривать весь процесс создания шаблона виртуальной машины, потому что это было сделано в предыдущей части, но ознакомимся с экраном «Настройка Оборудования», как показано на Рис.34. Как видно на рисунке, можно выбрать собственный профиль оборудования вместо того, чтобы вручную вводить все параметры шаблона оборудования.

Рисунок 34

То же самое можно сказать и о профиле ОС виртуальной машины. Можно выбрать профиль ОС виртуальной машины в мастере создания шаблонов виртуальных машин, как показано на рисунке ниже.

Рисунок 35

 

8.5 Краткий Итог Части №8

В этой части статьи была показана взаимосвязь между шаблонами виртуальных машин, профилями ОС виртуальных машин и профилями оборудования. В следующей части статьи будет показано, как создать шаблон виртуальной машины, который действительно можно использовать и как автоматически создавать виртуальные машины из этого шаблона.

9. Часть №9

В данной части статьи приступим к рассмотрению того, как создавать и использовать шаблон виртуальной машины. Прежде чем приступить, рассмотрим ещё один компонент, который полезен при создании шаблона.

Рабочая область «Библиотека» была рассмотрена в одной из предыдущих частей, но ничего не было сказано об общей папке библиотеки. Общая папка библиотеки - это не что иное, как общий ресурс, доступный через рабочую область «Библиотека».

Чтобы лучше понять, что такое общая папка библиотеки, как она выглядит и что она делает, взгляните на Рис.36. На этом рисунке выбрана рабочая область «Библиотека», и выбран контейнер «Серверы Библиотеки» в дереве консоли.

Рисунок 36

Как видно на рисунке, выбран контейнер «Серверы Библиотеки». В этом контейнере находится сервер библиотеки. Имеется только один сервер библиотеки, но Диспетчер Виртуальных машин позволяет создавать много серверов библиотек. Если посмотреть ниже сервера библиотеки (VMM2012R2.MGMT.com), можно увидеть контейнер под названием ISO. Контейнер ISO - это общая папка библиотеки. Можно хранить все, что угодно, в общей библиотеке, но контейнер ISO используется для хранения установочных носителей в формате ISO.

Теперь взглянем на главное окно. Поскольку выбран контейнер «Серверы библиотеки», то отображается ряд различных ресурсов библиотеки, включая виртуальные жёсткие диски, файлы ISO и даже фреймворки. Если бы был выбран контейнер ISO, то Диспетчер Виртуальных Машин отобразил бы находящиеся в нем файлы.

Первым шагом при создании общей папки библиотеки является создание общей папки на сервере. Можно назвать папку и соответствующую общую папку, как пожелаете, но папка должна находиться на сервере Диспетчера Виртуальных Машин. Требования к разрешениям для общей папки зависят от одной организации к другой, но в качестве общего правила предоставить группе «Администраторы» и учётной записи, от имени которой будут выполняться действия, разрешения на чтение / запись в общей папке.

После создания общего ресурса вернитесь в консоль Диспетчера Виртуальных Машин, нажмите правой кнопкой мышки на контейнер, представляющий сервер библиотеки, а затем выберите команду «Добавить Общие Папки Библиотеки» из контекстного меню, как показано на Рис.37. После этого появится диалоговое окно «Добавить Общие Папки Библиотеки». Установите флажок, соответствующий общей папки, который надо добавить в библиотеку, как показано на Рис.38, нажмите кнопку «Далее», затем кнопку «Добавить Общие Папки Библиотеки».

Рисунок 37

 

Рисунок 38

 

9.1 Создание Шаблона Виртуальной Машины

Теперь, когда все компоненты находятся на своих местах, приступим к созданию шаблона виртуальной машины. Данная процедура может показаться немного странной для любого, кто никогда раньше такого не делал.

Первое, что надо сделать, — это создать виртуальную машину, которая будет действовать как модель для создаваемого шаблона. Шаблон создаётся из этой модели, но нельзя использовать саму модель как шаблон (по крайней мере, не используя метод, который будет показан).

На виртуальной машине модели должна быть установлена и полностью обновлена операционная система. Важно не добавлять виртуальную машину в домен. Можно установить некоторые приложения на модели виртуальной машины, но некоторые приложения имеют проблемы с методом, который будет использоваться для создания шаблона. Поэтому придётся экспериментировать с включением приложений в шаблон.

Крайне важно, что модель виртуальной машины создаётся с нуля, а не используется существующая виртуальная машина, потому что модель виртуальной машины будет разрушена в процессе создания шаблона.

9.2 Создание Модели Виртуальной Машины

Чтобы создать модель виртуальной машины, выберите контейнер «Виртуальные Машины и Службы», а затем нажмите кнопку «Создать Виртуальную Машину», расположенную на ленте. После этого появится экран с вопросом, использовать ли существующую виртуальную машину, шаблон виртуальной машины или виртуальные жёсткие диски или хотите создать новую виртуальную машину с чистым виртуальным жёстким диском. Выберите вариант использования чистого виртуального жёсткого диска и нажмите кнопку «Далее».

Затем нужно будет ввести имя и необязательное описание для виртуальной машины. Также нужно будет выбрать версию виртуальной машины. Выполните выбор, как показано на Рис.39, и нажмите кнопку «Далее».

Рисунок 39

Нажмите кнопку «Далее» и появится экран «Настройка Оборудования». На этом экране необходимо сделать несколько различных действий. Сначала выберите профиль оборудования, который надо использовать, в раскрывающемся списке «Профиль Оборудования», как показано на Рис.40. Если нет приемлемого профиля оборудования, можно либо вернуться назад и создать его, либо можно вручную настроить оборудование виртуальной машины. Однако помните, что лучше всего использовать профили оборудования, когда это возможно.

Рисунок 40

Ещё на этом экране нужно подключить виртуальный DVD-диск к установочному диску Windows. Помните ту общую папку библиотеки ISO, которая была настроена ранее? Теперь самое подходящее время, чтобы скопировать в неё ISO-файлы с установочного носителя Windows.

После того, как ISO-файлы скопированы, выберите опцию Виртуальный DVD-диск и установите для параметра «Носитель» значение «Существующий Образ ISO». Затем можно выбрать нужный файл ISO из библиотеки. Как это выглядит, показано на Рис.41.

Рисунок 41

Нажмите кнопку «Далее» и появится экран «Выбор Назначения». Выберите группу хостов, в которую надо поместить модель виртуальной машины, и нажмите кнопку «Далее».

Теперь появится экран «Выбор Хоста», как показано на Рис.42. Выберите хост, на котором должна находиться модель виртуальной машины, а затем нажмите кнопку «Далее».

Рисунок 42

Теперь проверьте путь виртуальной машины и нажмите кнопку «Далее». Должен появиться экран с предложением выбрать сетевой адаптер. Сделайте выбор и нажмите кнопку «Далее». Внесите необходимые изменения в свойства виртуальной машины и нажмите кнопку «Далее» ещё раз.

На этом этапе должен появиться экран Сводки виртуальных машин. Потратьте несколько минут, чтобы убедиться, что сводная информация верна, а затем нажмите кнопку «Создать», чтобы создать модель виртуальной машины.

9.3 Краткий Итог Части №9

В этой части статьи было показано, как создать модель виртуальной машины, которая будет использоваться для создания шаблона виртуальной машины, из которого можно будет автоматически создавать новые виртуальные машины. Далее приступим к настройке модели виртуальной машины так, чтобы она работала в организации, но не включаем виртуальную машину в домен. В части №10 будет показано, как преобразовать модель виртуальной машины в шаблон виртуальной машины.

10. Часть №10

10.1 Введение

В предыдущей части статьи было показано, как сделать модель виртуальной машины, которую можно превратить в шаблон виртуальной машины, а затем использовать для создания новых виртуальных машин по мере необходимости. В этой части рассмотрим процесс создания шаблона виртуальной машины.

10.2 Прежде Чем Начать

Как помните, в конце предыдущей статьи было сказано сконфигурировать виртуальную модель таким образом, который подходит для организации, но было также сказано не присоединять модели виртуальной машины к домену. Причина этого заключается в том, что процесс создания шаблона предусматривает рандомизацию виртуальной машины.

Вероятно, вам уже известно, что установки Windows включают данные, уникальные для этого развёртывания. Например, виртуальная машина под управлением Windows 8.1 будет иметь уникальное имя компьютера, уникальный GUID, уникальный IP-адрес, и этот список можно продолжить. При рандомизации виртуальной машины все уникальные объекты удаляются с виртуальной машины, чтобы виртуальная машина могла быть безопасно клонирована. Процесс очень похож на запуск Sysprep. Причина, по которой нельзя присоединяться к виртуальной машине модели в домен, состоит в том, что процесс рандомизации нарушил бы членство в домене.

10.3 Преобразование Виртуальной Машины в Шаблон

Итак, давайте преобразуем виртуальную машину в шаблон. Прежде чем начать, настоятельно рекомендуется потратить несколько минут, чтобы убедиться, что виртуальная машина настроена так, как надо. Причина этого в том, что существует ограничение на количество раз, когда виртуальная машина может быть рандомизирована, поэтому действительно не нужно перестраивать шаблон, если этого можно избежать.

В предыдущей части статьи была создано модель виртуальной машины под названием «Windows 8.1 Model VM», и это виртуальная машина, с которой будет создаваться шаблон.

Начнём процесс, открыв консоль Диспетчера Виртуальных Машин и выбрав рабочую область «Библиотека». Затем перейдите в дереве консоли к «Шаблоны» | «Шаблоны Виртуальных Машин». Как видно на Рис.43, контейнер «Шаблоны Виртуальных Машин» работает как хранилище для шаблонов виртуальных машин.

Рисунок 43

Чтобы создать шаблон виртуальной машины, нажмите кнопку «Создать Шаблон Виртуальной Машины», расположенную на ленте. Эту кнопку можно увидеть на предыдущем рисунке. После этого Windows запустит Мастер Создания Шаблонов Виртуальных Машин.

Начальный экран мастера запрашивает, создать ли шаблон из существующего шаблона виртуальной машины или виртуального жёсткого диска, хранящегося в библиотеке, или создать шаблон из виртуальной машины, развёрнутой на хосте.  Выберите «Из Существующей Виртуальной Машины, Развёрнутой На Хосте», как показано на Рис.44.

Рисунок 44

Нажмите кнопку «Обзор» и выберите виртуальную машину, которую нужно использовать. Крайне важно выбирать только модель виртуальных машин, потому что выбранная виртуальная машина будет уничтожена процессом рандомизации.

Нажмите кнопку «Далее», и появится предупреждение, подобное показанному на Рис.45, указывающее, что исходная виртуальная машина будет уничтожена. Сейчас самое подходящее время, чтобы убедиться, что была выбрана правильная виртуальная машина, прежде чем нажимать кнопку «Да» для продолжения.

Рисунок 45

На этом этапе появится экран с запросом ввести имя создаваемого шаблона. В дополнение к вводу имени также полезно ввести осмысленное описание того, что включает в себя шаблон и для чего он предназначен.

Нажмите кнопку «Далее», и появится экран мастера создания «Настройка Оборудования», показанный на Рис.46. Можно ничего не делать на этом экране, потому что шаблон наследует ту же аппаратную конфигурацию, что и исходная виртуальная машина. Однако, когда создаются виртуальные машины из шаблона, можно внести изменения в оборудование, если это необходимо. А пока просто нажмите кнопку «Далее».

Рисунок 46

Нажмите «Далее», и появится экран «Настройка Операционной Системы», который показан на Рис.47. Этот экран используется для управления развёртыванием виртуальной машины. Если предварительно был создан профиль ОС виртуальной машины, можно просто выбрать его. В противном случае можно вручную вводить информацию, такую как операционная система, часовой пояс и ключ продукта. Поскольку сейчас создаём только шаблон (в отличие от виртуальных машин в производственной среде), то рекомендуется избегать присоединения к домену.

Рисунок 47

Нажмите кнопку «Далее», и будет предложено выбрать сервер библиотеки, на котором будет храниться вновь созданный шаблон виртуальной машины. Сделайте выбор и нажмите кнопку «Далее».

На следующем экране будет предложено указать путь к виртуальной машине. Несмотря на то, как звучит эта подсказка, то, о чем действительно просит SCVMM, является расположением в иерархии библиотеки, в которой должен храниться шаблон виртуальной машины. Проще всего нажать на кнопку «Обзор», а затем выбрать из списка нужную Библиотеку Диспетчера Виртуальных Машин. В случае, если интересно, то контейнер «Шаблоны» не отображается в списке путей, поэтому нужно будет выбрать верхний уровень библиотеки. Как выглядит путь, показано на Рис.48.

Рисунок 48

Нажмите «Далее» и вы увидите итоговый экран. Сводный экран не предоставляет никакой информации, кроме имени шаблона виртуальной машины, поэтому нажмите кнопку «Создать», чтобы создать новый шаблон. Процесс создания может занять некоторое времени, потому что модель виртуальной машины должна быть рандомизирована, а затем клонирована.

Это вносит ещё один важный момент. Крайне важно периодически проверять сервер Диспетчера Виртуальных Машин, чтобы убедиться, что на нём достаточно свободного места. Удивительно, как быстро файлы ISO и шаблоны могут заполнить жёсткий диск сервера.

Был создан 127-гигабайтный том для хранения файлов ISO и файлов шаблонов. В течение некоторого времени этот том стал заполненным до отказа, и пришлось удалить несколько файлов ISO, чтобы иметь место для создания шаблона виртуальной машины Windows 8.1.

10.4 Краткий Итог Части №10

В этой части статье было показано, как создать шаблон виртуальной машины. В части №11 будет показано, как использовать вновь созданный шаблон для развёртывания виртуальной машины.

11. Часть №11

В предыдущей части статьи было показано, как превратить модель виртуальной машины в шаблон. В этой части статьи будет рассмотрено то, как можно создавать новые виртуальные машины из ранее созданного шаблона.

В предыдущей части статьи созданная виртуальная машина шаблона была основана на Windows 8.1. Конечно, используем именно этот шаблон. В реальной работе, скорее всего, будет создано несколько шаблонов.

Если посмотреть на Рис.49, то видно, что в данный момент есть три шаблона виртуальной машины в библиотеке. Также видно, что шаблон Windows 8.1, который был создан в предыдущей части статьи, показывает статус «Сбой Создания». Это вносит пару важных моментов, о которых необходимо рассказать.

Рисунок 49

Первый момент заключается в том, что когда происходит что-то неожиданное (например, сбой создания шаблон), то есть способы выяснить, что пошло не так. Для этого перейдите в рабочую область «Задания». В этой рабочей области отображаются все самые последние задания, и можно нажать на любое задание, чтобы получить больше информации о нём.

К сожалению, сбой создания шаблона произошёл более месяца назад, и VMM не отображает достаточно старые задания, чтобы можно было показать, что пошло не так. Однако можно показать пример другого неудавшегося задания. Если посмотреть на Рис.50, то видно, что контейнер «Журнал Заданий» имеет субконтейнер «Критические Сбои». Был выбран критический сбой, и можно просмотреть сводку о сбое под списком Заданий. Также видно, что в нижней части окна находятся три вкладки. Можно использовать эти вкладки, чтобы просмотреть более подробную информацию об ошибке или проверить информацию об отслеживании изменений.

Рисунок 50

Это подводит к следующему пункту. Хотя отсутствует снимок экрана задания по созданию шаблона виртуальной машины, которое потерпело неудачу, вы действительно взглянули на проблему во время сбоя. Причина неудачного создания шаблона была связана с тем, что на сервере VMM не хватило свободного места.

Сервер VMM работает в виртуальной машине Hyper-V, а виртуальный жёсткий диск виртуальной машины имеет размер 127 ГБ. На первый взгляд кажется, что это много для развёртывания в лаборатории, включающей только несколько образов ISO и несколько шаблонов. Тем не менее, создание объектов библиотеки, по-видимому, занимает пространство очень быстро. Позвольте показать, что имеется в виду.

Как уже говорилось, сервер VMM работает на виртуальной машине Hyper-V. Это означает, что на сервере VMM фактически нет виртуальных машин. Единственное, что существует на сервере VMM, — это операционная система Windows, VMM, SQL и несколько объектов, существующих в библиотеке. На самом деле, были удалены даже некоторые файлы ISO, чтобы освободить место. Поэтому, имея это в виду, проверьте использование диска, как показано на Рис.51.

Рисунок 51

Так куда же делось все свободное пространство? Если посмотреть на Рис.52, то видно, что для использования свободного пространства не требуется большого числа многогигабайтных файлов. В данном конкретном случае самым большим виновником случившегося является 40-гигабайтный файл VMDK, оставшийся после преобразования виртуальной машины VMware в Hyper-V. Урок заключается в том, что рекомендуется периодически просматривать содержимое библиотеки VMM, поскольку могут оставаться старые файлы, которые потребляют много места.

Рисунок 52

Итак, теперь, когда показано в чем проблема, давайте создадим виртуальную машину из шаблона. Если посмотреть на первый рисунок, то заметно, что был создан шаблон «Windows 10 CTP Template». Будем использовать этот шаблон, так как он легко доступен. Метод, используемый для создания виртуальной машины из шаблона, работает во многом одинаково независимо от того, какая версия Windows установлена на шаблон виртуальной машины. Стоит также отметить, что после удаления этого 40-гигабайтного файла VMDK, у сервера появилось достаточно свободного места для выполнения запрошенного задания.

Чтобы создать виртуальную машину из шаблона, нажмите правой кнопкой мышки на шаблон и затем выберите команду «Создать Виртуальную Машину» в контекстном меню, как показано на Рис.53. Это заставит Windows запустить Мастера Создания Виртуальной Машины.

Рисунок 53

Первое, что нужно будет сделать, — это ввести имя и необязательное описание создаваемой виртуальной машины. Помните, что имя компьютера новой виртуальной машины не будет автоматически совпадать с именем, которое вводится здесь. В дальнейшем придётся отдельно настроить имя компьютера.

Нажмите кнопку «Далее», и перейдёте на экран «Настройка Оборудования», как показано на Рис.54. Можно вручную настроить оборудование, которое назначено новой виртуальной машине, если хотите, но обычно более эффективно выбрать один из ранее созданных профилей оборудования. Имейте в виду, что профили оборудования не зависят от ОС. Например, на рисунке видно, что у ОС есть профиль оборудования «Windows 8.1». Профиль «Windows 8.1» назван так, только потому, что он имеет оборудование, подходящее для виртуальной машины Windows 8.1. Также можно легко использовать этот профиль для виртуальной машины Windows 10.

Рисунок 54

Нажмите кнопку «Далее», и попадёте на экран «Выбор Назначения». На этом экране предлагается выбрать группу хостов для новой виртуальной машины. Сделайте выбор и нажмите кнопку «Далее».

Теперь будет предложено выбрать хост-сервер, на котором будет создана новая виртуальная машина. Сделайте выбор, как показано на Рис.55 и затем нажмите кнопку «Далее».

Рисунок 55

На следующем экране будет предложено указать путь к хранилищу виртуальной машины. Путь к хранилищу должен быть предварительно заполнен, поэтому можно просто нажать кнопку «Далее».

Теперь будет предложено выбрать виртуальный сетевой адаптер на хост-сервере. Опять же, есть вероятность, что необходимая информация будет уже заранее заполнена. Если это так, просто нажмите кнопку «Далее».

После этого попадёте на страницу мастера «Добавить Свойства». Поскольку виртуальная машина создаётся из шаблона, обычно не приходится что-либо делать на этом экране, если не хотите изменить одно из автоматических действий. В этом случае нажмите кнопку «Далее» и вы попадёте на экран «Сводка». Найдите минутку, чтобы убедиться, что сводная информация верна, и затем нажмите кнопку «Создать».

По завершении процесса создания, новая виртуальная машина появится в контейнере «Виртуальные Машины и Службы», как показано на Рис.56.

Рисунок 56

 

11.1 Заключение

В статье было показано, как развёртывать System Center Virtual Machine Manager 2012 R2 и как использовать его для создания и управления виртуальными машинами. Диспетчер Виртуальных Машин не является обязательным компонентом для развёртываний Hyper-V, но его следует считать важным для любой организации, имеющей более двух или трёх узлов виртуализации.

Дата — 10.05.2017
авторизация
Напомнить пароль
Авторизованному пользователю в личном кабинете доступна возможность отслеживать состояние заказов и предоставляются сервисы для бухгалтеров компании-заказчика
выслать пароль
Отменить
Мы вышлем вам пароль на указанный адрес